Тема: Цианобактерии, их строение, жизнедеятельность и значение в природе.
Задачи: 1. Сформировать знания об особенностях строения, питания, размножения и распространения цианобактерий.
2. Развивать наблюдательность и умение сравнивать.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Комбинированный
Основные понятия и термины: Строение и жизнедеятельность цианобактерий, одноклеточные и колониальные организмы, нитчатые формы.
Оборудование: Таблица «Бактерии», иллюстрации разнообразия сине-зеленых водорослей.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа (15-20 мин) 2. Постановка задач урока. Рассказ учителя Запись темы урока в тетради Сине-зеленые водоросли, дробянки, слизевые водоросли – сколько различных названий получила от исследователей эта группа древнейших автотрофных организмов. Страсти не утихли и до сих пор. «Виноваты» в такой судьбе сине-зеленые водоросли сами: своеобразное строение клеток, колоний и нитей, интересная биология, древний возраст. 3. Актуализация опорных знаний Рассказ учителя с элементами беседы Летом во многих водохранилищах можно наблюдать «цветение» воды. Верхний слой воды, толщиной в 10-15см, имеет грязно-зеленый цвет. Нередко в этой толще воды плавает масса мертвой рыбы. Наблюдали ли вы такое явление? 4. Мотивация новых знаний, умений и навыков. Как борются с «цветением» воды? Где живут цианобактерии? Почему их называют пионерами в освоении новых территорий? 5. Первичное изучение нового материала. Рассказ учителя Отдел Цианобактерии насчитывает около 1500 видов. Представлены одноклеточными, колониальными и нитчатыми формами. Одноклеточные – организм представлен одной клеткой. Колониальные – совокупность отдельных клеток разного возраста, соединенных слизью. Нитчатые – клетки тесно связаны друг с другом, расположены в один ряд, окружены слизью. Нитчатые формы имеют особые клетки – гетероцисты. По ним происходит разрыв нитей, и, таким образом, вегетативное размножение водорослей. Также размножение происходит делением клеток пополам (как у бактерий) или частями колоний. Запись в тетради Особенности строения клетки:
6. Вторичное изучение нового материала. Работа с учебником Разнообразие цианобактерий:
7. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Работа с учебником Распространение цианобактерий (Учебник §__ стр. __) 8. Подведение итогов урока. Что нового вы узнали на уроке? Какие есть вопросы? 9. Домашнее задание. Запись в дневнике Прочитать §__ стр. __ Вопросы __ стр.__ |