Тема: Отдел Мохообразные. Особенности строения, размножения.
Задачи: 1. Сформировать знания о характерных особенностях мохообразных, усложнении их строения по сравнению с водорослями.
2. Продолжать формировать знания о жизненном цикле, показать его на примере мхов.
3. Развивать наблюдательность, умение находить общее и различия.
4. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: Изучения новых знаний.
Основные понятия и термины: мох, жизненный цикл, двудомное растение, гаметофит, спорофит, спорогон, коробочка, стопа.
Оборудование: гербарий мхов, таблицы: «Зеленый мох – кукушкин лен», «Мох сфагнум»
Ход урока
1. Постановка задач урока. Сегодня мы начинаем знакомиться с наземными растениями. Эти растения появились после риниофитов и недалеко ушли от воды – это Мхи. 2. Актуализация опорных знаний
Какие отделы первых наземных растений вы знаете? Риниофиты, Псилотофиты. Особенности Риниофитов. Жили во влажных условиях. Тело состоит из веточек, которые ветвятся дихотомически. Невысокие – нет механических тканей. Есть покровная, проводящая ткани. К почве прикреплены ризоидами. Представители Риниофитов. Риния, куксония Отдел Псилотофиты Похожи на риниофиты, гаметофиты мелкие (до 2 см.). 3. Мотивация новых знаний, умений и навыков. Видели ли Вы мхи? А в темном влажном лесу зеленые «ковры», мягкие, бархатистые? Как можно определить стороны света в лесу? Мох растет с северной стороны. Во время 2-й Мировой войны не хватало перевязочного материала. Его заменяли растением, которое впитывало много влаги и обладало антибактерицидными свойствами – мхом сфагнумом. 4. Первичное изучение нового материала. Бриология – наука о мхах. Мелкие, многолетние растения. 35тыс. видов. В Украине: 800 видов. Живут в умеренных районах, в тропиках, степях, пустынях, водоемах. В жизненном цикле преобладает гаметофит. Спорофит представлен коробочкой с ножкой, которой прикреплена к гаметофиту стопой или гаусторией. Тело:
Приспособления к среде жизни:
Жизненный цикл 5. Вторичное изучение нового материала. Зеленый мох (листостебельный) кукушкин лен об. Белый мох сфагнум. Маршанция изменчивая – слоевище. Спорогон Оплодотворение (вода) Гаметофит 6. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. 7. Подведение итогов урока. Отличие мхов от водорослей. Сходство мхов с водорослями. 8. Домашнее задание. Сообщения: сфагнум, кукушкин лен, маршанция, фонтинолис. |