Значение бактерий в природе и жизни человека

Тема: Значение бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Задачи: 1. Сформировать знания о значении бактерий в природе, их использовании в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

2. Дать понятие о болезнетворных бактериях и способах предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями.

3. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

4. Воспитывать необходимость  соблюдения гигиенических правил в быту.

Тип урока: Комбинированный

Основные понятия и термины: Роль бактерий в природе и жизни человека, микробиологическая промышленность, инфекционные заболевания.

Оборудование: Таблица «Бактерии», иллюстрации, раскрывающие значение бактерий в природе и жизни человека и заболеваний растений, животных, человека, вызываемых бактериями.

Ход урока
1. Проверка домашнего задания
(Один ученик у доски)

Задание 1.

Выписать в столбик все формы бактерий, показать их по таблице.

Задание 2.

Записать классификацию царства Дробянки.

Вопросы к классу:

  • Дайте определение микробиологии
  • Охарактеризуйте царство Дробянки
  • Почему рекомендуют мыть руки с мылом?
  • Почему необходимо проветривать помещение?
  • Почему нельзя пить сырую воду?
  • Расскажите о строении бактериальной клетки.
  • На какие группы делятся бактерии по способу дыхания?
  • На какие группы делятся бактерии по способу питания?
  • На какие группы делятся гетеротрофные организмы?

2. Постановка задач урока.
На прошлом уроке мы познакомились с общей характеристикой царства Дробянки, особенностями строения, питания, размножения и распространения бактерий. Сегодня на уроке мы рассмотрим значение бактерий в природе и жизни человека.

(Рассказ учителя. Запись темы урока в тетради)

3. Актуализация опорных знаний
Каковы особенности размножения бактерий? (Задача: подсчитайте количество поколений, которые даст одна бактерия за сутки, если деление ее происходит каждые 30 минут? Решение: 24ч*60мин=1440мин/30мин=48 поколений)

Где распространены бактерии? (Почва, воздух, вода, снега полярных областей, Северный Ледовитый Океан, пески Сахары, грунт дна океана, нефтяные пласты, горячие источники).

(Запись в тетради и на доске)

4. Мотивация новых знаний, умений и навыков.
Отдел Бактерии насчитывает свыше 3000 видов. Бактерии быстро размножаются, широко распространены, неблагоприятные условия окружающей среды переносят в виде цист. Все это определяет значение бактерий в природе и жизни человека.

(Рассказ учителя)

5. Первичное изучение нового материала.
Значение:

  • Фиксация  химических элементов (клубеньковые бактерии, живущие на корнях бобовых растений фиксируют азот воздуха)
  • Разложение органических остатков (бактерии гниения)
  • В пищевой промышленности (бактерии молочно-кислого, уксусного и других брожений)
  • Для изготовления лекарств, витаминов.
  • Симбиотические (помогают перевариванию пищи)
  • Бактерии-паразиты вызывают заболевания (бактериозы).

6. Вторичное изучение нового материала.
Достижения науки и техники, прежде всего электронной микроскопии, позволили изучить особенности жизнедеятельности бактерий и сократить вредное воздействие их на жизнь человека. Например, изучение жизнедеятельности бактерий гниения позволило разработать способы сохранения продуктов питания (консервирование, соление, пастеризация, квашение и др.).

(Рассказ учителя с элементами беседы)

7. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Роль бактерий в жизни человека:

Полезная                       Вредная

(Запись на доске и в тетради)

8. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке?

Какие есть вопросы?

Оценивание ответов детей.

9. Домашнее задание.
Прочитать §_ стр. _, заполнить таблицу.

На основе терминов урока составить кроссворд.

(Запись в дневники. Задание по желанию)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>