Разнообразие живых организмов

Тема: Разнообразие живых организмов. Понятие о систематике. Таксоны.

Задачи: 1. Обобщить знания о разнообразии живых организмов: растений, животных, грибов, бактерий.

2. Ознакомить с основными признаками живых организмов.

3. Дать понятие о систематике и главных таксонах.

Тип урока: Изучения нового материала.

Основные понятия и термины: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость, адаптация, саморегуляция, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, систематика, классификация, таксон, царство, отдел(тип), класс, порядок(отряд), семейство, род, вид.

Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений, таблицы с изображением растений, таблицы по систематике растений, схема «Царства органического мира».

Ход урока
1. Постановка задач урока.
Разнообразен мир живых организмов, которые населяют нашу планету. В наше время на планете существует около 2,5 млн. видов организмов. Это растения, бактерии, грибы, лишайники, животные и люди.

Живые организмы встречаются везде: в океанских глубинах и высоко в горах, на вечных льдах и горячих источниках, безводных пустынях и соленых озерах. Но особенно многочисленны они на поверхности суши, в почве, прибрежной зоне океанов, морей, пресных водоемов.

Растения, животные, грибы, бактерии составляют органический мир нашей планеты. Человек тоже часть этого органического мира.

Несмотря на огромное разнообразие органического мира, все живые организмы имеют общие признаки, которых нет у неживых тел.

2. Актуализация опорных знаний
Назовите признаки, которые имеют живые организмы:

–     Питание

–          Дыхание

–          Рост

–          Развитие

–          Движение

–          Раздражимость

–          Размножение

–          Саморегуляция

–          Поддержание постоянства внутренней среды организма

–          Приспособление к изменениям окружающей среды.

3. Мотивация новых знаний, умений и навыков.

Похожи ли эти растения?

4. Первичное изучение нового материала.
Систематика – наука, которая устанавливает взаимосвязи между живыми организмами и разрабатывает систему их классификации.

Таксоны (систематические единицы):

Растения                     Животные

Царство                       Царство

Отдел                           Тип

Класс                            Класс

Порядок                        Отряд

Семейство                    Семейство

Род                                Род

Вид                                Вид

Название вида состоит из двух слов: Название Рода и Видовой Эпитет.

Называть так живые организмы предложил Карл Линней. Это бинарная номенклатура.

5. Вторичное изучение нового материала.
Самая большая систематическая категория – царство. Современная классификация весь органический мир делит на 4 царства

Царства Живой Природы

Дробянки      Растения    Грибы   Животные

Растения – главные производители органических веществ и кислорода на земле, большинство имеет зеленую окраску. Автотрофы.

Животные – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Гетеротрофы.

Грибы – организмы, разлагающие органические остатки до перегноя и минеральных веществ. Гетеротрофы.

Дробянки – разрушают мертвые организмы до перегноя и минеральных веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Каждое царство включает в себя более мелкие систематические категории.

Вид – наименьшая систематическая категория, это группа особей, сходных по строению, происхождению, дающие плодовитое потомство и живущие на определенной территории.

6. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Пример систематического описания растения:

Царство                       Растения

Отдел                           Цветковые

Класс                           Двудольные

Порядок                       Норечниковые

Семейство                   Пасленовые

Род                               Петония

Вид                               Петония гибридная

7. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке?

Какие есть вопросы?

8. Домашнее задание.
Прочитать §_стр. ___

Выучить термины.

Демонстрация рисунка с рвстениями семейства Пасленовые (виноградовые)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>