Сравнительная характеристика высших споровых растений

Тема: Обобщение. Сравнительная характеристика высших споровых растений.

Задачи: 1. Систематизировать и обобщить знания о высших споровых растениях, показать признаки сходства и отличия в строении, размножении отделов Мохообразные, Плаунообразные, Хвощеобразные и Папоротникообразные.

2. Развивать умения определять представителей разных отделов высших споровых растений, представление об эволюции растительного мира.

3.   Воспитывать элементы экологической культуры.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Основные понятия и термины: Высшие споровые растения, гаметофит, спорофит, орган, ткани, разноспоровые и равноспоровые растения.

Оборудование: Гербарные экземпляры мохообразных, плаунообразных, хвощеобразных, папоротникообразных, таблицы «Мох Сфагнум», «Хвощи и плауны», «Папоротник Щитовник мужской».

Ход урока
1. Постановка задач урока.
Запись темы урока в тетради

Сегодня на уроке мы должны вспомнить изученный материал по отделам мохообразные, плаунообразные, хвощеобразные, папоротникообразные и внести основные понятия в обобщающую сравнительную таблицу по отделам высших споровых растений.

2. Мотивация новых знаний, умений и навыков.
Рассказ учителя

На предыдущих уроках мы рассмотрели строение, размножение и значение отделов высших споровых растений. Чтобы изученный материал Вам было легче вспомнить и использовать его, мы должны выделить основные вопросы, по которым должны отметить сходство и различие по основным отделам высших споровых растений.

3. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Работа с таблицей

Таблица «Сравнительная характеристика отделов высших споровых растений».

Запись в тетрадь

Вывод: Среда обитания высших споровых растений преимущественно наземная. Это – многоклеточные растения с тканевым строением, тело их делится на органы: корень – подземная часть, побег – надземная часть. Способ питания – автотрофный, фотосинтетики. В жизненном цикле чередуются два поколения: спорофит – бесполое и гаметофит – половое.

Беседа с классом

Отличия:

  • Некоторые папоротники могут жить в воде (сальвиния, марсилия, азолла).
  • У мхов корней нет. Их функцию выполняют ризоиды.
  • У плаунообразных побеги вегетативно-спороносные, листья микрофиллы (выросты стебля).
  • У хвощеобразных побеги двух типов: весенние спороносные и летние вегетативные.
  • У папоротников побег видоизменен в корневище, листья мегафиллы (возникли из отдельных ветвей).
  • В жизненном цикле высших споровых растений преобладает спорофит, за исключением мхов, у которых преобладает гаметофит.

Происхождение высших споровых растений.

Запись в тетрадь

Покрытосеменные           Голосеменные

Папоротникообразные

Плаунообразные   Псилотофиты   Хвощеобразные

Мохообразные             Риниофиты           Древн. прим. папорот.

Водоросли

Работа с учебником

Редкие и исчезающие высшие споровые растения

  • Плаун булавовидный
  • Хвощ большой
  • Сальвиния плавающая
  • Марсилия четырехлистная
  • Вудсия Альпийская
  • Адиантум венерин волос

4. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы обобщили знания по отделам высших споровых растений, рассмотрели их происхождение.

Какие есть вопросы?

5. Домашнее задание.
Запись в дневники

Повторить §____

Составить схему «Значение высших споровых растений»

Литература

  1. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни, М. Просвещение, 1994.
  2. Суворов В. В. Ботаника, Л-М. Сельхозиздат, 1961
  3. Морозюк С. С. Биология 6кл. К. Генеза, 1996
  4. Андерсон О. А. Тетрадь по биологии для 6 кл. К. Школяр, 1996.
  5. Жизнь растений под ред. Грушвицкого т.4

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>