Отдел Папоротникообразные. Строение, размножение, значение в природе и жизни человека. ЛР.

Тема: Отдел Папоротникообразные. Строение, размножение, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № _.

Задачи: 1. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников.

2. Указать общие признаки с хвощами и плаунами, место папоротников в системе растительного мира, их происхождение.

3. Развивать понятие о разнообразии растительного мира на примере папоротникообразных.

Воспитывать элементы экологической культуры.

Тип урока: Комбинированный

Основные понятия и термины: Папоротник, корневище, заросток (гаметофит), спорофит, гаметы, споры, каменный уголь.

Оборудование: Гербарные экземпляры папоротников, микроскоп, микропрепараты «Сорус папоротника» и «Заросток папоротника», таблица «Папоротник Щитовник мужской»

Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Вопросы к классу

Строение Хвоща.

Особенности побегов хвощеобразных.

Представители хвощеобразных.

Значение хвощеобразных.

2. Постановка задач урока.
Запись темы урока в тетради

Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее высоко организованными высшими споровыми растениями – папоротникообразными.

3. Актуализация опорных знаний
Вопросы к классу

Дать определение:

  • Спорофилл – лист, на котором находятся спорангии.
  • Стробил – совокупность спорангиев.
  • Спорофит – растение, размножающееся бесполым путем.
  • Гаметофит – растение, размножающееся половым путем.
  • Спорангии – органы бесполого размножения спорофита.
  • Гаметангии – органы полового размножения гаметофита.
  • Спора – клетка бесполого размножения.
  • Гамета – клетка полового размножения.
  • Вставочный рост – рост за счет образовательной ткани, которая расположена в основании междоузлий.
  • Узел – утолщенная часть стебля.
  • Междоузлие – расстояние между соседними узлами.

4. Мотивация новых знаний, умений и навыков.
Рассказ учителя

Беседа с классом

В старину люди верили, что в ночь на Ивана Купалы можно найти цветок папоротника. Он укажет на место клада. Используя свои знания о высших споровых растениях ответте на вопрос, действительно ли папоротник цветет?

5. Первичное изучение нового материала.
Рассказ учителя

Заполнение таблицы

Отдел папоротникообразные насчитывает около 10тыс. видов современных и ископаемых растений. Современные папоротники преимущественно травянистые, древние – древовидные, внесли большой вклад в образование каменного угля. Древовидные папоротники и сегодня встречаются в тропических районах. Там же нередко можно встретить папоротники эпифиты (асплениум нежный, платицериум), которые поселяются на деревьях. Тело состоит из подземного корневища с корнями и листьями – вайи – в молодом возрасте улиткообразно закручены, нарастают верхушкой. С нижней стороны листьев находятся сорусы – совокупность спорангиев, покрытых индузием.

Споры округлые, с двойной оболочкой. Попадая в благоприятные условия прорастает в заросток. Это гаметофит папоротника. На нем развиваются женские и мужские половые органы в которых образуются яйцеклетки и сперматозоиды соответственно. Оплодотворение связано с наличием воды (роса, дождь). Из зиготы на заростке развивается молодой папоротник – спорофит.

Запись на доске и в тетради

Папоротники

Разноспоровые             Равноспоровые

Сальвиния плавающая, Азолла,       Щитовник мужской, Орляк

Марсилия 4х листная.                                 Обыкновенный

Работа с учебником

Папоротники, занесенные в Красную книгу Украины:

  • Сальвиния плавающая (реликт)
  • Марсилия 4х листная
  • Адиантум венерин волос и др.

Значение папоротников:

  • Образование каменного угля.
  • Образование растительных сообществ.
  • Накопление органического вещества.
  • Декоративные (Адиантум венерин волос)
  • Лекарственные (Щитовник мужской).

6. Вторичное изучение нового материала.
Лабораторная работа №

Тема: Строение папоротника.

Цель: Изучить внешнее строение папоротника.

Оборудование: Гербарные экземпляры папоротников, микроскоп, микропрепараты «Сорус папоротника» и «Заросток папоротника», таблица «Папоротник Щитовник мужской»

Ход работы:

1.)    Рассмотрите спороносное растение Папоротник. Найдите корневище с отходящими от него корнями и листьями (молодые и взрослые). Зарисуйте и подпишите.

2.)    Дайте определение корневище.

3.)    На нижней стороне листа найдите сорусы. Зарисуйте и подпишите.

4.)    Рассмотрите микропрепарат «Сорус папоротника». Найдите спорангии и индузий. Зарисуйте и подпишите.

5.)    Зарисуйте споры папоротника.

6.)    Вывод: Особенности строения папоротника, признаки усовершенствования по сравнению с мохообразными.

7. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Рассказ учителя

Большинство ученых считают, что папоротникообразные произошли от риниофитов. Появляются они одновременно с хвощеобразными и плаунообразными. От папоротникообразных берут начало голосеменные. Этому способствовали такие особенности папоротников:

  • Листья возникли из отдельных ветвей (нарастают верхушкой, молодые листья улиткообразно закручены).
  • У разноспоровых папоротников гаметофиты развиваются под оболочкой споры (защита от высыхания, короче период развития).

8. Подведение итогов урока.
Мы познакомились с последним и наиболее прогрессивным отделом высших споровых растений.

Какие есть вопросы?

9. Домашнее задание.
Запись в дневники

Прочитать §___ стр. ____.

Заполнить таблицу.

Подготовить сообщения о представителях высших споровых растений.

Развитие растительного мира (книга для чтения по ботанике, стр.205-207).

Потомки вымерших деревьев (книга для чтения по ботанике, стр.194-196).

О папоротниках (книга для чтения по ботанике, стр.191).

Сфагнум – белый мох (книга для чтения по ботанике, стр.189-190).

Литература

  1. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни, М. Просвещение, 1994.
  2. Суворов В. В. Ботаника, Л-М. Сельхозиздат, 1961
  3. Морозюк С. С. Биология 6кл. К. Генеза, 1996
  4. Андерсон О. А. Тетрадь по биологии для 6 кл. К. Школяр, 1996.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>