Отдел Хвощеобразные.Строение, размножение, значение в природе и жизни человека.

Тема: Отдел Хвощеобразные. Строение, размножение, значение  в природе и жизни человека. Лабораторная работа №.

Задачи: 1. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности хвощеобразных.

2. Развивать понятие о разнообразии растительного мира на примере хвощеробразных.

3. Воспитывать элементы экологической культуры.

Тип урока: Комбинированный

Основные понятия и термины: корневище, узел, междоузлие, стробил, вегетативный и спороносный побег.

Оборудование: Гербарий хвощей и плаунов. Таблица хвощей и плаунов.

Ход урока
1. Проверка домашнего заданния
Фронтальная беседа с классом

Строение плауна булавовидного.

Перечислите вымершие плаунообразные (лепидодендры, сигиллярия, леуромея, остероксилон).

Охарактеризуйте современные плаунообразные.

Почему плаунообразные размножаются преимущественно вегетативно?

На какие группы делятся плаунообразные? Охарактеризуйте их, назовите представителей (равноспоровые – плаун булавовидный, разноспоровые – селягинелла).

Значение плаунообразных (декоративные, лекарственные, пиротехника, получение смол, пластмасс, образование каменного угля).

2. Постановка задач урока.
Запись темы урока в тетради

Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом высших споровых растений – хвощеобразные.

3. Актуализация опорных знаний
Вопросы к классу

Дайте определение:

  • Кора – внешняя часть стебля.
  • Эпидерма – покровная ткань.
  • Устьице – находится  в покровной ткани для газообмена.
  • Спорофилл – лист, на котором находятся спорангии.
  • Стробил – совокупность спорангиев.
  • Спорофит – растение, размножающееся бесполым путем.
  • Гаметофит – растение, размножающееся половым путем.
  • Спорангии – органы бесполого размножения спорофита.
  • Гаметангии – органы полового размножения гаметофита.
  • Спора – клетка бесполого размножения.
  • Гамета – клетка полового размножения.

4. Мотивация новых знаний, умений и навыков.
Рассказ учителя

В Украине хвощеобразные называют «сосенками». Это связано с их внешним видом: они напоминают не то молоденькую елочку, не то сосенку. В науке хвощеобразные называют членистыми из-за строения стебля.

5. Первичное изучение нового материала.
Рассказ учителя

Заполнение таблицы

Как и плаунообразные, древние хвощеобразные были представлены деревьями (каламиты) или кустарниками (клинолисты). Современные виды – исключительно травянистые растения, представлены одним родом – хвощ, и около 25 видов растений.

Среда обитания – наземная. Тело состоит из корневища, побег членистый, состоит из узлов и междоузлий. В узлах расположены боковые веточки и бурые чешуйчатые листочки. Побеги у хвощей бывают спороносные (образуются весной) и несут на верхушках спорангии, собранные в стробилы, бурой окраски; вегетативные побеги образуются летом, зеленые, фотосинтез происходит в стеблях.

Размножение – половое или бесполое. Гаметофиты хвощей – зеленые пластинки, живут самостоятельно. Господствующее поколение – спорофит.

Хвощи – равноспоровые растения, споры распространяются ветром. Они несут две пружинки – элатеры, которыми сцепляются друг с другом.

Работа с учебником

Представители: Хвощ полевой – наиболее распространенный вид, Хвощ большой – самый крупный, занесен в Красную книгу, встречается в Карпатах, Хвощ лесной, Хвощ луговой, Хвощ болотный.

Значение хвощеобразных:

  • Образование каменного угля
  • Кремнеземные стебли используют для шлифовки металла, дерева.
  • Хвощ полевой – индикатор кислых почв.
  • Хвощ полевой – лекарственное растение.
  • Сорняки.

6. Вторичное изучение нового материала.
Лабораторная работа №.

Тема: Строение Плауна булавовидного и Хвоща полевого.

Цель: сравнить строение хвощей и плаунов.

Оборудование: Гербарий хвощей и плаунов, таблица «Хвощи и плауны», учебник

Ход работы:

1.)    Рассмотреть внешнее строение весеннего побега Хвоща полевого. Найти корни, корневище, стебель, зачаточные листья, стробил.

2.)    Рассмотреть внешнее строение летнего побега Хвоща полевого. Найти корни, корневище, стебель, узел, междоузлие, зачаточные листья.

3.)    Зарисовать весенний и летний побеги Хвоща полевого и подписать их части.

4.) Рассмотреть внешнее строение Плауна булавовидного. Найти корни, корневище, стебель, листья, стробил. Зарисовать и подписать

5.) Сравнить внешнее строение Хвоща полевого и Плауна булавовидного, данные внести в таблицу.

Таблица.

Вопросы                      Хвощ полевой   Плаун булавовидный

Деление тела на органы

Типы побегов

(вегетативный, спороносный)

Ветвление стебля

(дихотомическое, мутовчатое)

6.) Вывод: Чем отличаются внешнее строение Плауна булавовидного и Хвоща полевого.

7. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Рассказ учителя

Ученые считают, что плаунообразные и хвощеобразные происходят от риниофитов. Их развитие шло в направлении уменьшения размеров, исчезновения древовидных форм. Они представляют собой слепую ветвь развития. Это связано с тем, что у них ограничиваются возможности фотосинтеза: листья плаунообразных являются мелкими выростами стебля, фотосинтез у хвощей осуществляется в стебле, листья только зачаточные.

8. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с особенностями хвощеобразных на примере Хвоща полевого и сравнили его с плауном булавовидным из отдела плаунообразные.

Какие есть вопросы?

9. Домашнее задание.
Запись в дневники

Прочитать §____ стр. ____

Работа в словаре (вставочный рост, узел, междоузлие).

Заполнить таблицу.

Литература

  1. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни, М. Просвещение, 1994.
  2. Суворов В. В. Ботаника, Л-М. Сельхозиздат, 1961
  3. Морозюк С. С. Биология 6кл. К. Генеза, 1996
  4. Андерсон О. А. Тетрадь по биологии для 6 кл. К. Школяр, 1996.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>