Дыхание. Строение и функции органов дыхания

ТЕМА: Строение и функции органов дыхания

ЗАДАЧИ: сформировать понятие о функциях органов дыхания, их строении, дыхательных движениях, защитных дыхательных рефлексах, группах заболеваний органов дыхания и основных негативных факторах, влияющих на состояние дыхательной системы, способах искусственного дыхания

Обосновать необходимость здорового образа жизни для сохранения здоровья дыхательной системы

ЗНАТЬ:

НОРМИРОВАТЬ:

ЦЕНИТЬ:

ТИП МОДУЛЯ: У – М (установочно – мотивационный)

С – П (содержательно – поисковый)

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Органы дыхания»

ХОД УРОКА

УСТАНОВОЧНО – МОТИВАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ

Беседа, учащиеся воспроизводят имеющиеся знания, высказывают предположения о необходимости изучения дыхания, связях дыхательной системы с другими системам организма

Зачем нужно знать как происходит дыхание?

Артериальная кровь?

Венозная кровь?

СОДЕРЖАТЕЛЬНО – ПОИСКОВЫЙ МОДУЛЬ

План изучения системы органов:

  1. Значение
  2. Строение
  3. Механизм  (как происходит)
  4. Нарушения (болезни)
  5. Первая помощь при повреждениях ПП
  6. Связь с другими системами организма

Работа в понятийно – терминологическом поле темы: обсуждение, формулировка, запись в тетрадях. Демонстрация таблиц, рисунков учебника

Дыхание – совокупность процессов, в результате которых происходит поглощение организмом O2 кислорода и выделениеCO2  углекислого газа из него

ДЫХАНИЕ

ВНУТРЕННЕЕ                                 ВНЕШНЕЕ

Внутреннее дыхание – окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия

Внешнее дыхание – обмен газов между кровью и атмосферным воздухом, происходящий в органах дыхания

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ:

  1. Внешнее дыхание = легочная вентиляция
  2. O2 – КРОВЬ – CO2
  3. O2 в крови  –  по всему организму
  4. Газообмен между кровью, тканям, клетками
  5. Тканевое дыхание = клеточное дыхание

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Носовая полость

Носоглотка

Пищеварительная система – пищевод

Глотка

Дыхательная система

Гортань + голосовые связки

Трахея

Бронхи

Легкие

Газообмен в легких происходит благодаря (за счет) дыхательных движений

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ВДОХ

ВЫДОХ

Чередование сокращений и расслаблений дыхательных мышц: межреберных и диафрагмы

Они регулируются дыхательным центром (в продолговатом мозгу)

Каждые 4 сек.

Межреберные мышцы сокращаются – ребра поднимаются

Диафрагма – опускается вниз

Увеличивается объем грудной полости

Легкие растягиваются (как бы присасываются к стенкам грудной полости)

Межреберные мышцы и диафрагма расслабляются

Ребра опускаются вниз

Диафрагма поднимается (органы брюшной полости выталкивают ее)

Объем грудной полости уменьшается

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ – видоизмененные дыхательные движения: защитные

Чихание – сильный и быстрый рефлекторный выдох через нос (из носовой полости удаляются раздражающие вещества)

Кашель – резкий рефлекторный выдох через рот (при раздражении рецепторов гортани)

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ – ЖЕЛ – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после наиболее глубокого вдоха

Мужчины: 3,5 – 4,8 л

Женщины: 3,0 – 3,5 л

Физически тренированные люди: 6 – 7 л

Определяют спирометром

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ВИРУСНЫЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ БАКТЕРИАЛЬНЫЕ
Грипп

Корь

Коклюш

Бронхиальная астма

Аллергический ринит

Ангина

Туберкулез

Дифтерия

Трахеит

Бронхит

Пневмония

Жизнь – это горение. (Как можно объяснить?)

Антуан Лавуазье

Нужен как воздух

Человек может прожить без еды 40 дней, без воды – до 3 дней, без воздуха – 5 минут.

Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и ощущения, и ум! Дыхание – начало общения, речи и мелодии.

И. Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: 1989

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

А. К. Толстой

Нельзя человека закупорить в ящик,

Жилище проветривай лучше и чаще.

В. В. Маяковский, Санплакат

Это ценный капитал, если профессиональная деятельность связана с использованием голоса (например, у певцов, артистов разговорного жанра, конферансье, пародистов, дикторов радио и телевидения). А так же своеобразное «орудие производства» (у учителей школ, преподавателей институтов и университетов, лекторов, ораторов, экскурсоводов, диспетчеров, телефонистов справочных служб и людей многих других профессий)

М. Плужников, С. Рязанцев

Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В 1м3 воздуха чистого жилого помещения их 15 – 20, на улице – до 5 тысяч. Подсчитано, что количество микробов в 1м3 воздуха школьного кабинета до начала занятий 2600 микробов, а в конце учебного дня 13500!

Из одной бактерии при t +300С через каждые 30 мин образуется 2, при t +200С их деление замедляется в 2 раза, а при t +100С – в 20 раз. Прекращают размножаться микробы при +3…+40С. В зимнем морозном воздухе почти нет микробов.

ОКАЗЫВАЕТСЯ…

CO2 в выдыхаемом воздухе в 100 раз больше, чем в атмосферном!

Отрицательно заряженные ионы газов воздуха – друзья здоровья; они делают человека бодрым, работоспособным.

При сильном выдохе скорость выдыхаемых с воздухом частиц превышает 160 км/ч

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…

Что вентиляция легких (число вдохов   на объем вдыхаемого воздуха) у взрослого человека достигает 5 – 9 л/мин?

Что в организме питательные вещества окисляются и при этом постоянно выделяют тепло? Для окисления питательных веществ, как и для горения, необходим O2.

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе П. Павленко «Счастье»: «…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою чистым воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относится к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им как гурман… Пейте только проточный воздух. Держитесь в своей болезни политики открытых дверей».

И. Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: 1989

Человек в состоянии покоя расходует в сутки 400 – 500 л кислорода, делая 12 – 20 вдохов и выдохов в мин. Для сравнения: частота дыхания лошади – 12, крысы – 60, канарейки – 108 вдохов и выдохов в мин.

Занимательные материалы и факты… М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина Волгоград,2005

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>