Разнообразие Мохообразных. Их значение в природе и жизни человека. ЛР.

Тема: Разнообразие мохообразных. Их значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № __

Задачи: 1. Углублять понятие об усложнении и особенностях строения мхов на примере маршанции, политриха обыкновенного и сфагнума.

2. Указать разнообразие мохообразных, место и роль в природе, практическое значение.

3. Развивать понятие о разнообразии растительного мира на примере мохообразных.

4. Воспитывать элементы экологической культуры, любовь к природе.

Тип урока: Комбинированный

Основные понятия и термины: Растения однодомные и двудомные, спорогон, водоносные и хлорофиллоносные клетки, коробочка, предросток, слоевищные и листостебельные мхи.

Оборудование: Гербарные экземпляры мхов, таблицы «Кукушкин лен» и «Сфагнум», микроскоп, постоянный препарат «Спорогоний кукушкина льна».

Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Фронтальная беседа с классом

Как называется наука о мхах?

Общая характеристика мохообразных.

(Многолетние растения, 35000 видов, живут преимущественно в сырых местах. Тело – слоевище или ризоиды, стебель, листья. В жизненном цикле преобладает гаметофит. Спорофит представлен коробочкой = спорогон, развивается на гаметофите).

Приспособление мхов к среде жизни.

(Могут высыхать при отсутствии влаги и оживать, когда она появляется. Фотосинтез может происходить под снегом и при небольшом количестве света. Могут впитывать влагу листьями. Споры защищены плотной оболочкой и коробочкой).

Жизненный цикл мохообразных.

Сходство и отличие между мохообразными и водорослями.

(Оплодотворение связано с водой – сходство, более сложное строение (органы, ткани) – отличие).

2. Постановка задач урока.
Запись темы урока в тетради

Разнообразен растительный мир Земли. Это разнообразие обеспечивается разнообразием представителей в каждом отделе царства растений. Сегодня мы знакомимся многообразием отдела мохообразные.

3. Актуализация опорных знаний
Сообщения учащихся.

4. Мотивация новых знаний, умений и навыков.
Рассказ учителя с элементами беседы

Мхов насчитывается 35тыс. видов. Перечислите известные Вам мхи. Что получают изо мхов? Нужны ли они в природе?

5. Первичное изучение нового материала.
Запись на доске и в тетради

Отдел мохообразные

Слоевищные                            Листостебельные

Работа с учебником

Значение мхов:

  • Растения – пионеры (Заселяют непригодные для жизни других растений места).
  • Защищают почву от эрозии (переводят поверхностный сток в подземный).
  • Регуляторы режима влажности.
  • Быстро всасывают и хорошо удерживают воду.
  • Основа растительного покрова болот.
  • Образуют торф.
  • Усложняют аэрацию почвы.
  • Вызывают заболачивание.
  • Самовоспламенение – причина лесных пожаров.

6. Вторичное изучение нового материала.
Лабораторная работа № __.

7. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Работа с учебником

Представители мхов.

Значение торфа.

8. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми представителями отдела мохообразные, рассмотрели их строение, значение в природе и жизни человека.

Какие есть вопросы?

9. Домашнее задание.
Запись в дневники

Прочитать §___ стр. ___

Заполнить таблицу.

Вписать новые термины в словарь.

Рефераты о представителях мхов, значении их в природе, ученых-бриологах.

Подготовиться к биологическому диктанту.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>