Высшие споровые растения – первые обитатели суши. Предпосылки выхода растений на сушу.

Тема: Высшие споровые растения – первые обитатели суши. Предпосылки выхода растений на сушу.

Задачи: 1. Сформировать знания про высшие споровые растения, как первых наземных растения.

2. Ознакомить с признаками их более высокой организации по сравнению с водорослями, особенностями их размножения.

3. Развивать понятие об эволюции растительного мира.

4. Воспитывать любознательность.

Тип урока: Изучения новых знаний.

Основные понятия и термины: Высшие споровые растения, псилофиты, приспособления, ткани, органы (корень, побег), ризоиды, архегонии, антиридии, спорофит, гаметофит, микроспоры, мегаспоры, равноспоровые и разноспоровые растения.

Оборудование: Схема «Жизненный цикл высших растений», таблица «Ткани растительных организмов»

Ход урока
1. Постановка задач урока.
Запись темы урока в тетради

Известный фантаст Рэй Брэдбери сравнил полет Юрия Гагарина с выходом древних предков рыб на сушу. Но справедливо и обратное утверждение: по трудности и историческому значению выход рыб на сушу вполне сопоставим  с прорывом в космос. То же можно сказать и о выходе на сушу первых высших растений. Ведь их предки – водоросли жили и до сих пор живут в «тепличных» условиях: в воде нет недостатка, необходимые элементы они усваивают вместе с водой всей поверхностью слоевища, у них не было необходимости создавать механически прочные конструкции.

2. Актуализация опорных знаний
Беседа с классом

Водоросли – низшие растения. В какой среде они живут? Какие особенности тела в связи с жизнью в воде?

3. Мотивация новых знаний, умений и навыков.

Когда растения вышли на сушу?

Нужно ли для этого перестраивать свое тело?

Какие изменения, которые произошли на Земле, способствовали этому?

4. Первичное изучение нового материала.
Рассказ учителя

На суше первые растения появились 400млн. лет назад. Первые растительные организмы, которые вышли на сушу, были похожи на микроскопические комочки слизи. Появление в новой для них воздушной среде стало возможным благодаря изменениям в их теле и на поверхности Земли. 400млн. лет назад большую поверхность Земли занимала вода, что было благоприятным для развития водорослей. Поверхность материков и дно океанов со временем изменялись. Все большие участки занимала суша. Климат на земном шаре установился ровный – влажный и теплый. Начался переход растений от водного, к наземному образу жизни. Это происходило в приливно-отливной зоне водоемов или в местах затопленных впадин на поверхности земли. Когда растения жили в воде, они имели определенные преимущества:

  • Вода поддерживала организм
  • Вода и питательные вещества поступали через всю поверхность тела
  • Многие споры и гаметы имели жгутики, что способствовало расселению.

Проблемы приспособления в связи с выходом на сушу:

  • Необходимость укрепления в почве
  • Транспорт веществ по организму
  • Защита от испарения и колебаний температуры
  • Защита зародыша, спор, семян.
  • Устранение зависимости оплодотворения от наличия воды.

5. Вторичное изучение нового материала.
У наземных растений образуются два основных органа: корень – подземная часть и побег – надземная часть, который делится на стебель, листья и почки.

Запись на доске и в тетради

Растение

Корень                                        Побег

Стебель       Листья         Почки

У растения формируются ткани. Ткань – совокупность клеток, которые имеют общее происхождение, сходное строение и одинаковые функции. Ткани растений: образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная.

Таблица «Ткани»

В жизненном цикле чередуются  2 поколения: половое (гаметофит) и бесполое (спорофит). Органы полового и бесполого размножения – многоклеточные.

Запись на доске и в тетради

Половые органы

Антеридии (мужские)          Архегонии (женские)

Оплодотворение внутреннее, происходит при наличии воды.

Запись на доске и в тетради

Гаметофит

Обоеполый                   Раздельнополый

МиЖпол. органы расп на 1 раст.   МиЖ пол. органы расп на разных раст.

На спорофите в многоклеточных спорандиях образуются споры, по размеру могут быть одинаковыми или разными.

Запись на доске и в тетради

Споры

Одинаковые                                       Разные

Микроспоры                   Мегаспоры

Мужской гаметофит   Женский гаметофит

6. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Работа с учебником

Разноспоровые растения – имеют два типа спор. Равноспоровые растения – с одинаковыми спорами.

Высшие споровые растения:

  • Риниофиты
  • Мохообразные
  • Плаунообразные
  • Хвощеобразные
  • Папоротникообразные

7. Подведение итогов урока.
Вопросы к классу

Какую группу растений мы сегодня рассмотрели?

Какие проблемы решили растения, вышедшие на сушу?

Какие органы появились у наземных растений? Ткани?

Какие поколения чередуются в жизненном цикле?

Какие есть вопросы?

8. Домашнее задание.
Запись в дневники

Прочитать §___ стр. ___.

Заполнить таблицу «Ткани растений».

Выучить схему жизненного цикла высших растений.

Выучить термины.

Сообщение о Ринии и Псилоте – по желанию.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>