Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения

Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения.

Презентация

ЦЕЛЬ: сформировать понятие об основных группах сельскохозяйственных растений, значении покрытосеменных растений в природе и жизни человека; о многообразии покрытосеменных растений на примере растений Украины и Харьковской области

развивать умения работы в группах, интеллектуальные способности;

воспитывать бережное отношение к растениям, экологическую культуру

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация «Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека», гербарий

ТИП УРОКА: обобщающий

ХОД УРОКА

Организационный этап

Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Сегодня нам предстоит нелегкая задача: вспомнить и использовать полученные знания об отделе Покрытосеменные растения

Начнем с повторения признаков

Заполнить пропуски в тексте признаками растений

ТЕКСТ: У растений класса Двудольные корневая система ___, а у растений класса Однодольные – ___. Зародыш семени растений класса Однодольные имеет ___, а класса Двудольные – ___. У двудольных жилкование листьев ___, у однодольных – ___. К классу Однодольные относятся растения семейств _____, а к классу Двудольные – _____.

1)    Признаки растений:

  1. Сетчатое жилкование листьев
  2. Семейство Розовые
  3. Мочковатая корневая система
  4. Семейство Злаки
  5. Параллельное жилкование листьев
  6. Две семядоли в семени
  7. Стержневая корневая система
  8. Дуговое жилкование листьев
  9. Семейство Астровые
  10. Одна семядоля в семени
  11. Семейство Бобовые
  12. Семейство Лилейные

Ответ: 7, 3, 10, 6, 1, 5, 8, 4,12, 2, 9, 11

 

 

 

 

2)    Значение покрытосеменных растений

Работа в парах

Многие люди смотрят на растения как на окружающий их повседневную жизнь зеленый фон; большинство жителей городов ограничены тремя понятиями: «какой-то куст», «какое-то дерево», «какая-то трава». Почему же так получается? Разве растения менее привлекательны?

Мы исправим данную ситуацию.

Представьте, что вы репортеры и вернулись из командировки на определенное с/х предприятие.

Что вы там увидели?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

Группы:

  • Ø Овощеводы
  • Ø Садоводы
  • Ø Хлеборобы
  • Ø Цветоводы
  • Ø Фитотерапевты
  • Ø Лесоводы
  • Ø Пасечники

Составьте мини-репортаж, используя свои знания и домашние заготовки. И сформулируйте значение покрытосеменных на примере вашей группы растений

Заполнение схемы: значение – примеры растений

Какие особенности культурных растений разных групп?

  • Используются человеком в его хоз деятельности
  • Нуждаются в уходе человека

 

 

Давайте закрепим умения, которым вы научились при изучении данной темы – определять растения. Возьмите гербарные образцы…

3)    Определение растений

Правила работы с определительными карточками – повторение

Для определения растений мы использовали их характерные признаки, это позволяет нам отнести их к определенной систематической категории

Систематическое описание

4)    Конкурс загадок

Признаки, которые мы использовали, часто используют в загадках.

Внимательно послушайте и попробуйте угадать, о каком растении идет речь.

Вам нужно не только назвать растение, класс/семейство, к которому оно относится, органы, которые использует человек и его значение

 

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. Помидор

Он шипы свои выставил колко

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптечки нарвем. Шиповник

Вырастаю всем на диво

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки. Кукуруза

Стоит он, задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. Подсолнечник

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас

В любой день и час. Алоэ

В садочке есть плод,

Он сладок, как мед,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, –

Он под самой ножкой

Вытянут немножко. Груша

Меня единственного в мире

Не просто варят, а в мундире.

Честь мундира берегу,

Служу я людям, как могу. Картофель

На жарком солнышке подсох

И рвется из боба …Горох

Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. Капуста

Видишь, согнут стебелек –

Держит красный огонек.

Тройчатый листочек,

Беленький цветочек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки. Земляника

Много беленьких цветочков

По четыре лепесточка

Плод – стручочек

Как мешочек

На спине у пастуха. Пастушья сумка

 

 

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все лекарства заменяет

Нам головка… Чеснока

 

Подведение итогов урока

Что самое удивительное, необычное, запоминающееся узнали на уроке?

 

Домашнее задание

Составить морфо-экологическое и систематическое описание растения, которое понравилось/удивило на уроке по плану

Повторить по конспекту признаки классов и семейств

 

Оценивание

За качественную домашнюю подготовку и активную работу в классе – «10 – 12»

Остальные – сдайте бланки с результатами работы на проверку

 

ОВОЩЕВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Что вы увидели на этом предприятии?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

Листовые – капуста, салат, шпинат, укроп, петрушка

Клубневые – картофель

Плодовые – томат, огурец, кабачок, баклажан, перец

Луковичные – лук, чеснок

Корнеплоды – морковь, свёкла, петрушка, редис

Бахчевые – арбуз, дыня, тыква

 

 

САДОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Что вы увидели на этом предприятии?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

Плодовые – яблони, груши

Косточковые – вишня, слива, абрикос, персик

Ягодные – клубника, смородина, крыжовник

Виноград

ЗЕРНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Что вы увидели на этом предприятии?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

Пшеница, ячмень, рожь, овес, рис, кукуруза

Зерно-бобовые – горох, фасоль, соя, бобы

 

ЦВЕТОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Что вы увидели на этом предприятии?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

Открытого грунта – тюльпаны, лилии, розы, астры, хризантемы,

Кустарники – сирень, розы, спирея, чубушник

Деревья – конский каштан, акация

Закрытого грунта – пальма, монстера, традесканция, хлорофитум,

 

ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ЗАГОТОВКЕ И СБОРУ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ

Что вы увидели на этом предприятии?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

12 тыс видов используются в официальной и народной медицине, гомеопатии

В официальной медицине используются 200, в культуре выращивают 30 видов

Аир тростниковый, валериана лекарственная, боярышник колючий, тысячелистник обыкновенный, зверобой обыкновенный, калина обыкновенная, ноготки лекарственные, подорожник большой, земляника лесная, чистотел обыкновенный, шиповник коричный, крапива двудомная, липа сердцелистная, мята перечная, мать-и-мачеха

 

ЛЕСНИЧЕСТВО

Что вы увидели на этом предприятии?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

Бук, дуб, липа, клен

 

 

ПАСЕКА

Что вы увидели на этом предприятии?

В чем особенность предприятия, на котором вы побывали?

Какие растения вы там увидели?

Каково их значение в жизни человека?

 

Липа, гречиха, акация белая

 

ОВОЩЕВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

САДОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

ЗЕРНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

ЦВЕТОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ЗАГОТОВКЕ И

СБОРУ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ

 

ЛЕСНИЧЕСТВО

 

ПАСЕКА

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>