Общая характеристика костных рыб

ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ. РЫБЫ

Класс Костные рыбы. Общая характеристика класса, особенности процессов жизнедеятельности

Требования к уровню подготовки учеников:

Называет: общие признаки представителей класса Костные рыбы

Приводит примеры: признаков приспособленности в строении, процессах жизнедеятельности к среде обитания

Распознает: органы и системы органов рыб на рисунках и препаратах

Характеризует: среду обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности рыб

способ жизни, особенности внешнего строения, покровов рыб

признаки приспособленности рыб к способу жизни в их внутреннем строении

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о особенностях организации и процессах жизнедеятельности костных рыб, чертах приспособленности к среде обитания

Развивать умения наблюдать, анализировать, формулировать выводы

Воспитывать бережное отношение к природе

ТИП УРОКА: изучения новых знаний

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Проверка готовности к уроку, приветствие, перекличка

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Класс Хрящевые рыбы: фронтальный опрос

  • форма тела
  • отделы тела
  • кожа
  • плавники
  • скелет
  • мышцы
  • пищеварительная система
  • органы дыхания
  • кровеносная система
  • органы выделения
  • нервная система
  • половая система, размножение, оплодотворение
  • Поведение
  • Разнообразие: Отряд Акулы, Отряд Скаты
  • Представители
  • Значение в природе
  • Значение в жизни человека

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О каких животных идет речь?

Водою їхали пани,

Убрані в срібні жупани;

Хоч жупани – лата на  латі,

Панам радіють в кожній хаті. (рыбы)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Общая характеристика класса Костные рыбы

Рассказ учителя, работа с таблицами и рисунками учебника, запись в тетрадь

Костные рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных (более 19 тыс. видов)

Внутренний скелет костный

Жаберная щель прикрыта жаберной крышкой

Имеется плавательный пузырь

Оплодотворение наружное

Форма тела обтекаемая, торпедообразная – у пловцов или другая – зависит от образа жизни

Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавно переходящие друг в друга; границы: жаберная крышка и анальное отверстие

Плавники: парные – грудные, брюшные

Непарные – спинной, хвостовой (1 – 3), анальный (1 – 2)

Орган движения – хвост, у некоторых – плавники (морская игла, луна-рыба, спинорог)

На боках тела видны поры боковой линии – орган восприятия движения воды, есть только у водных животных

Окраска тела защитная: спина окрашена темнее боков, самая светлая часть – брюхо, окраска зависит от места обитания рыбы (у пресноводных спина бурая или зеленоватая, у морских спина темно-синяя или фиолетово-синяя; на глубине 100 – 200м рыбы серебристые, 200 – 500м – красноватые, глубже – бурые, фиолетово-черные, черные; придонные больших глубин вообще не окрашены); наиболее яркие – рыбы коралловых рифов

Рот вооружен зубами, зубы располагаются на челюстях, могут быть на нёбе, языке, жаберных костях = глоточные зубы

Органы дыхания – жабры

Сердце двухкамерное, один круг кровообращения

Почки в виде темно-красных лент, расположены под позвоночником

Между почками и кишечником расположен плавательный пузырь – гидростатический аппарат, (иногда – орган газообмена, резонатор звука)

Мозг небольшой, устроен примитивно

  1. Образ жизни костных рыб
  • Пелагические – верхние слои моря
  • Придонные и донные
  • Глубоководные
  • Стайные и одиночные

По характеру питания:

  • Планктоноядные
  • Бентосоядные
  • Хищные

Прекращают питаться:

  • Зимой
  • В период нереста

Полового созревания достигают от нескольких месяцев до десятков лет, ежегодно или раз в жизни

Плодовитость зависит от заботы о потомстве: от нескольких десятков икринок до нескольких млн (28 млн у луны-рыбы)

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Беседа, запись в тетрадь

Черты приспособленности рыб к водной среде обитания:

  • Обтекаемая форма тела – уменьшение сопротивления воды
  • Тело покрыто слизью – уменьшение трения
  • Сильно развит хвостовой плавник – орган движения и руль, другие плавники – равновесие, при поворотах, погружении
  • Маскирующая окраска
  • Чешуя – защита от повреждений, не органичивает подвижность
  • Органы чувств – глаза, слух, обоняние, боковая линия – связь с окружающей средой

Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?

Какие особенности костных рыб позволили им заселить стоячие водоемы?

Значение разной окраски рыб с разных глубин

Костные рыбы могут изменять плотность своего тела для погружения или всплывания. За счет чего это происходит?

Как происходит газообмен?

Какие системы органов рыб принимают участие в обмене веществ и энергии?

Какие органы чувств развиты у рыб?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

выучить характеристику класса

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>