Формирование целостных знаний о человеке на уроках биологии при помощи ИКТ

Информатизация образования является одним из основных направлений процесса информатизации, продиктованного проблемами современного общества, в котором главным двигателем прогресса является индивидуальное развитие личности.

Основной целью всех инноваций в области образования является содействие переходу от механического усвоения знаний учениками к формированию умения и навыков самостоятельно добывать знания. Успех решения этой задачи в большой степени зависит от цели использования компьютера в процессе обучения, качества и возможностей программного обеспечения, а также от того, какое место занимает компьютер в системе дидактических материалов.

Внедрение ИКТ – это не веяние моды, а насущная необходимость, поскольку большинство детей знакомятся с компьютером намного раньше, чем им это предлагает сделать школа. Никто не возьмется оспаривать необходимость широкого использования электронных способов обучения при преподавании любого школьного предмета.

Глобализация современного информационного мира привела к внедрению медиакультуры практически во все отрасли жизнедеятельности человека, в том числе и образовательное пространство. Современные информационные технологии играют существенную роль в формировании жизненных ориентиров современной молодежи.

Практически доказано, что знания о человеке очень интересуют учеников. Они считают их необходимыми, а их получение помогает человеку лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Получение знаний о человеке предусмотрено многими школьными предметами, однако целостные знания про организм человека заложены в школьном курсе биологии с учетом функционального подхода к обучению.

Тесная связь строения и функций систем органов дает возможность понять, что организм человека – целостная живая система.

Целью изучения человека является формирование у учеников знаний о человеке, как неотъемлемой части природы, об организме человека как биологической системе, о сохранении и укреплении здоровья.

Цель можно конкретизировать в виде заданий:

  • Развитие личности ученика, его предрасположенностей, интересов, способностей.
  • Формирование понимания того,что биологические знания являются составной частью общей культуры человека, а жизнь – высшая ценность.
  • Формирование целостных знаний о принципах функционирования организма человека как биологической системы для установления гармонических отношений с природой и социальной средой.
  • Усиление мотивации здорового образа жизни на основании знаний о здоровье и способах его сохранения.
  • Развитие умений использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Самый древний способ передачи знаний – это общение учителя и ученика. Учитель в устной форме и с помощью демонстрации объектов обучения передавал ученикам собственный опыт.

Когда информационное поле достигло критического объема, был изобретен надежный способ хранения информации – книги. Этот момент и можно считать зарождением информационных технологий. Печатные источники предоставляли возможность получать информацию, но лишали возможности получить дополнительные разъяснения по тому или иному вопросу.

Вот почему существует цепочка “учитель-ученик-книги”.

Появление ИКТ привело к новому качественному увеличению объемов информации. Информационные технологии и компьютеры создают качественно новую информационно-компьютерную систему – универсальную и открытую, способствующую учебно-воспитательному процессу. Компьютер открывает новые возможности творческого развития учителя и ученика, является мощным способом повышения эффективности и мотивации обучения, расширяет возможности подачи информации с помощью цвета, графики и звука (пример подобного применения можно увидеть здесь: http://prezented.ru/biologiya/178-biogeocenozy-ekosistemy.html). Использование компьютеров на уроках позволяет удовлетворить индивидуальные потребности учеников, а не средние потребности класса.

На уроках биологии компьютер можно использовать как способ обучения с целью раскрытия пространственного строения и функций биологических объектов, моделирования механизмов биологических процессов в динамике, экспериментов, лучшего усвоения биологических терминов, знакомства с явлениями, имеющими звуковое отображение и. т. д.

Компьютерные технологии можно использовать при проверке домашних заданий, объяснении нового материала, обобщении и систематизации знаний, во внеклассной работе, при выполнении проектных заданий.

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>